В своей работе "Джон Фаузл и трагедия русского либерализма" Виктор Пелевин пишет, что недавно появившийся роман Фаулза "назван в коротком предисловии "эротическим детективом". В каком-то смысле это обман читателя - под видом щей из капусты ему подсовывают черепаховый суп." И хотя Пелевин анализирует, а скорее свободно размышляет о другой книге английского автора - "Коллекционер", это высказывание вполне приемлемо и для "Волхва". Начав читать роман как мелодраму, в конце книги понимаешь что "щи из капусты" оказались "черепаховым супом". Если вообще что-либо понимаешь.
Начало "Волхва" незамысловато - молодой учитель ищет себе подходящую работу, на вечеринке знакомится с девушкой, у них завязывается роман. События развиваются в лучших традициях если не мексиканских, то американских телесериалов. Читатель скучает и думает, а не забросить ли книгу подальше. И как раз в том момент, когда решимость захлопнуть книгу достигает своего апогея, Николас порывает с Алисон и уезжает учительствовать на забытый Богом островок Фраксос, в Грецию.
Именно в этот момент появляется впечатление, что что-то не так. Несмотря на то, что Николас всячески убеждает себя, что бежит от Алисон, читателю слабо верится, что два любящих друг друга человека могут расстаться так просто, не "по-мексикански". Читатель, отождествляющий себя с главным героем, не может этого главного героя понять. Но Фаулзу еще верит.
В 20-м веке на западе, а позже и у нас, стал очень популярен жанр книги - игры. Смысл ее заключается в том, что автор предлагает читателю конечное множество вариантов окончания каждой главы (они обычно короткие), и читатель сам выбирает свою дальнейшую судьбу (судьбу героя). Приняв решение, переходишь к главе, этому решению соответствующей. И хотя, внешне сюжет книги читатель выбирает для себя сам, за всеми его действиями стоит авторский замысел, который так или иначе подталкивает к принятию того или иного решения. Множество вариантов в любом случае приводят к одному результату. Первые книги - игры мало чем отличались от своих настольных, а позже и компьютерных собратьев. Как правило автор моделировал мир, обычно это было нечто протолкиеновское - с эльфами, гномами, магами и т.п., никакой культурной и эстетической ценности эти произведения не представляли, являлись не более чем приятным времяпровождением. Но для нас важен тот факт, что в этом жанре читатель максимально сближается с героем книги, происходит максимальное отождествление с персонажем. В данном случае у читателя даже не возникает мысли сказать "Он пошел...". "Я пошел...", "Я подумал..." и т.д. С выходом повести известного ирландского писателя - фантаста Гарри Гаррисона "Стань стальной крысой" книги - игры приобрели более высокий статус. Море юмора и отлично проработанный сюжет, которые обычно не присущи традиционным произведениям подобного рода, говорят не только о профессионализме талантливого, хотя и заведомо коммерческого автора, но и конкурентоспособности книги - игры как жанра. Но вернемся к Фаулзу.
Конечно, у автора "Волхва" ничего внешне похожего мы не наблюдаем. Фаулз заставляет читателя играть по-другому. Многочисленными шекспировскими аллюзиями апеллируя к читательской начитанности, автор делает трактовку "Волхва" поливариантной, намекает на выбор аналогий.
Итак, Николас прибыл на Фраксос. Несмотря на предостережение Митфорда не ходить в "зал ожидания", Эрфе заинтригованный таинственным владельцем виллы отправляется туда. Это одно из правил игры не по правилам, когда ты делаешь то, чего не следует, но что от тебя ожидают. Николас верит, что это его решение, а читатель верит Николасу. Пьеса начинается. Николас был "избран" Кончисом на одну из главных ролей, а читатель - Фаулзом. Роль, надо сказать, самая интересная - играть себя. В данном случае вживаться в роль не приходится, в игровых ситуациях Николас моделирует свое поведение, примеряет свои собственные маски. И несмотря на то, что реальность достаточно условна, все же возникает необходимость постоянно выбирать. Верить Кончису или нет, поступать так как он хочет или по-своему. В конечном счете играть, играть без видимых правил, или точнее по правилам, по сценарию создаваемому по ходу пьесы.
Читатель включается в эту игру. Как Кончис постоянно обманывает Николаса, так Фаулз постоянно обманывает читателя. И постоянно возникает желание пропустить с десяток страниц, подглядеть возможное продолжение, не попасться на обман, самому как в книге - игре выбрать дальнейшее развитие сюжета.
|