сноб
Фильмы о кино (попытка рецензии) В последнее время на экраны стали один за другим выходить фильмы, так или иначе сюжетно связанные с историей кино. Что это: новая мода, попытка отдать дань прошлому или обращение к истокам? Ответить на эти невольные вопросы нелегко, но некоторые ленты стоят того, чтобы их посмотреть. «Смерть в Голливуде» Питера Богдановича. Крепкий режиссер, крепкое кино. В основе — реальная история, произошедшая в 30-е годы на яхте Херста. Действующие лица также реальные, притом какие! Херст, Чаплин, Инс, Мэрион Дэвис и прочие. Чаплин нагло и небезуспешно отбивает у Херста его любовницу, голливудскую красотку Девис. Херст ревнует, Инс интригует, ничем хорошим это, разумеется, кончиться не может. Любопытно, что Чаплин в фильме даже идеализирован по сравнению с действительностью. В личной жизни это был страшный бабник, донжуан и негодяй, за которым тянулся длиннющий шлейф браков, разводов, скандалов, разбитых сердец и тому подобного. Ради справедливости отметим, что в мире искусства он далеко не один такой. Но есть и другой Чаплин, величайший актер, режиссер, творец целой эпохи в кинематографе. Есть Чаплин — демократ и нонконформист, которого в послевоенный период не смогла сломать вся страшная государственная машина США, и тогда вашингтонские чиновники не придумали ничего лучшего, как выслать Чарли из Америки — оказалось, что он за долгие годы не удосужился получить официальное гражданство Соединенных Штатов. Но это уже другая история, оказавшаяся за рамками «Смерти в Голливуде». В фильме отличный актерский ансамбль. Богданович поскреб по сусекам нынешнего Голливуда и наскреб тех, кто действительно может играть. Героями движут любовь, ревность, жажда денег, славы и острых ощущений. Пристально вглядываясь в тени великих, Богданович пытается понять, в чем их секрет? Ведь они тоже делали коммерческое кино, им тоже нужны были деньги. Но кроме коммерции многие из них, о Чаплине не будем и говорить, оставили настоящие шедевры, да и «коммерция» у них была такая, что большинство нынешних голливудских метров до сих пор кусают локти от зависти. Где и что потеряли? Почему ныне пришли в американском кино к такому массовому непрофессионализму, скудоумию, пошлости? Ответа нет. «Сокровище царя Соломона» Карлоса Сауры. Странный фильм, очевидно, дань Сауры его, если не учителю, то уж покровителю точно — Бунюэлю. Знаменитый режиссер Луис Бунюэль в рекомендациях не нуждается. Он первый придал всемирную известность и славу испанскому кинематографу. А уж за ним вслед пришли Саура, Альмодовар и другие таланты, ни один из которых (мое личное мнение) до Бунюэля дотянуться не смог. И вот в фильме Сауры Бунюэль вместе со своими друзьями: поэтом Гарсией Лоркой и художником Сальватором Дали (да, да, теми самыми) ищут некий артефакт — стол царя Соломона. По сути, это магическое зеркало, в котором отражаются все времена: прошлое, настоящее и будущее. Метафора весьма незатейлива. В принципе, и все иные идейные «навороты», намеки, аллюзии в фильме вторичны. Друзья бродят по Кордове, исследуют ее подземелья, сложным и невнятным путем идут к намеченной цели. Кстати, все это хронологически происходит еще до Франко, до второй мировой войны. Зачем Саура вообще снял все это? Попытка что-то понять в великих испанцах 30-х годов (для полной компании не хватает, пожалуй, лишь виолончелиста Казальса, гитариста Сеговии и философа Ортеги-и-Гассета)? Если так, то получилось нечто расплывчатое и неоригинальное. Правда, в фильме есть то, что можно назвать настроением. Мрачные подземелья, печаль художников, ожидание чего-то нехорошего, распадающаяся в какие-то миражи действительность. Но как-то не складывается все это в единый лад. Особо хочется предупредить тех, кто ожидает увидеть что-то типа «Принца Египта». Их ждет разочарование — это не приключенческая лента. Наконец, хотелось бы упомянуть «Роковую женщину» Брайана де Пальмы. Правда, киношная тема там представлена лишь фрагментом в самом начале, но тем не менее. Сам де Пальма из числа тех профи, которые когда-то подавали большие надежды, но потом скатились в чистую коммерцию. Однако на фоне нынешнего вырождения Голливуда выглядят чуть ли не интеллектуалами (фигура чем-то сродни нашему Михалкову-Кончаловскому). Брайана как-то обидели на Каннском фестивале, не давши ему ветвь, и вот в «Роковой женщине» он слегка рассчитался с французами, изобразивши данный кинофорум в красках едва ли не сатирических. Досталось и любимому народом фильму «Восток-Запад». Может быть, де Пальма и прав? Опять же предупреждение тем, кто надеется увидеть в фильме что-то интеллектуальное: этого там нет. Сплошной экшн, густо поперченный эротикой, с приглашенным (для кассовости) известным, но невеликим — в отличие от героев фильма Сауры — испанцем Бандерасом. P.S. Надо надеяться, что Бандераса, случись что, не вышлют из Соединенных Штатов, все же муж Мелани Гриффитс, нельзя же разбивать семью.
13-10-2002 22:35
|