Art Chatlandia
 
Art Chatlandia
 

2001.10.19.



Прохожий

Из цикла «Не Борхес»

ЕЩЕ ЛАБИРИНТ

Эта история, независимо от того, является она правдой или вымыслом, нашла отражение в довольно редком и мало известном издании не лишенной лиризма «Многомерности архитектоники», цитирующей, в свою очередь, энциклопедические своды Сэмюэла Пэрчеса1. Наличие комментариев, значительно более поздних, не прибавляет ей достоверности, равно не лишая нас права рассматривать ее как некую бесконечно удаленную от нас реальность.

История (в изложении Пэрчеса; первоисточник ее, при невнятных ссылках последнего, остается нам неведомым, по некоторым деталям можно предположить, что речь идет о событиях периода расцвета Востока) повествует о некоем царе, пожелавшем иметь необычный лабиринт. В отличие от большинства известных лабиринтов, где человек, по замыслу, обречен на тщетные поиски выхода, задуманный лабиринт должен был противиться поискам входа.

Причудливое желание царя не имело явных объяснений; возможно, лабиринту «навыворот» суждено было стать символом непознаваемости, одним из проявлений того, что позже получило от Канта2 имя Ding an sich3.

Для воплощения замысла был призван зодчий. Рассказчик умалчивает, способствовало решению задачи ожидание поощрения или страх наказания, но по прошествии времени лабиринт был закончен. Пэрчес описывает его как внешне как внушительных размеров сооружение со многими дверями, ведущими внутрь. На первый взгляд, казалось, воля царя не была выполнена, однако каждый желающий попасть в лабиринт мог убедиться в обратном. Любой, кто рисковал войти в дверь (безразлично, в какую), после недолгого пути по проходам оказывался снаружи, с непреодолимым ощущением того, что основные глубины лабиринта остались для него недоступными.

Дальнейшая судьба лабиринта описывается, с небольшими вариациями, так.

По одним утверждениям, царь пожелал узнать секрет входа, однако зодчий, который, предполагалось, владел им, не сумел провести царя внутрь, и тот, впав в непонятное недовольство, приказал казнить его.

По другим сведениям, тщеславный зодчий, не захотев выдавать секрета никому, даже повелителю, скрылся от царского гнева в своем лабиринте, защищенный его недоступностью.

Для разгадки царь повелел разбирать строение – стену за стеной, но напрасно; так и не понятый, секрет был утрачен. Так или иначе, лабиринт был разрушен.

Свидетельства каменщиков, участвовавших в строительстве, не упоминаются; вполне вероятно, что по жестокому – при всей его практичности – обычаю тех лет все они были преждевременно умерщвлены для сокрытия тайны входа.

Пэрчес, комментируя описанное, считает, что хитроумный зодчий попросту посмеялся над царем, окружив внутреннюю – большую – часть лабиринта сплошной замаскированной стеной. Если зодчий был достаточно осторожен и предусмотрителен, то за стеной также находился обычный лабиринт; если же он вполне полагался на остроумие своего решения, то внутри вполне могла оказаться лишь пустота либо сплошной монолит.

Уэйт4, не опровергая безоговорочно Пэрчеса, приводит свое не лишенное прелести магического романтизма мнение, считая, что зодчий, воспользовавшись софистическим приемом, подменил одно другим и, по сути, создал иной, больший лабиринт, составной частью которого являлся сам окружающий мир, в котором находились и царь, и зодчий, и все остальные; вход в лабиринт царя был выходом из него. Таким образом, поиски входа сводились к поискам выхода, а задача создания непреодолимых препятствий в последнем случае была благополучно решена предшествовавшими поколениями зодчих.

Мне представляется, что лабиринт без входа не более удивителен, чем лабиринт без выхода. Жизнь являет собой хитросплетение, превосходящее творение Дедала5, отца лабиринтов, и не менее подчинена Янусу6, чем любое из произведений зодчества. Время – вот идеальный и совершеннейший из лабиринтов, лишенный громоздких коридоров, углов и поворотов.

Мой учитель говорил мне: входя в ситуацию, не забудь подумать, как ты из нее выйдешь.


_________________
1 Пэрчес, Сэмюэл (1577 – 1626), английский составитель «Микрокосма, или истории человека» (1619), «Истории мира в морских плаваниях и сухопутных путешествиях англичан» (1625; 20 томов)
2 Кант, Иммануил (1724 – 1804), немецкий философ
3 Вещь в себе (нем.)
4 Уэйт, Артур Эдвард (1857 – 1942), английский историк алхимии и оккультизма
5 Мифологический мастер, построивший по приказу царя Миноса лабиринт для чудовища – Минотавра (греч.)
6 Римский бог входов и выходов, покровитель начал и начинаний

* * *



 
©